Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Дошкольное учреждение и семья призваны уже в раннем возрасте заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы взаимодействия. Именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно формировать и сохранять свое здоровье.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни у дошкольников входят следующие составляющие:
- оптимальный двигательный режим
- рациональное питание; закаливание
- личная гигиена
- положительные эмоции.
Выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Да и сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят.
Актуальность данной проблемы способствовала созданию в ДОУ системы работы по формированию основ здорового образа жизни у детей и их родителей.
КАК ПРАВИЛЬНО ПРОВОДИТЬ ПРОПАГАНДУ ЗОЖ
Пропаганда ЗОЖ ребёнку проводится в первую очередь родителями, поскольку именно они окружают его изо дня в день. В целом пропаганда здорового образа жизни является направлением, в которое входит целый ряд мероприятий. Эти мероприятия служат для повышения уровня воспитания ребёнка и для улучшения качества медицинской культуры в стране. В школах и в дошкольных учреждениях пропаганда здорового образа жизни проводится медицинскими работниками, и в данном случае их задача:
- пропаганда законов республики касательно здравоохранения;
- пропаганда базовых знаний медицины и гигиены;
- пропаганда к ЗОЖ;
- закрепление теоретических знаний на практике.
Дошкольное учреждение преследует следующие задачи в работе с родителями в плане приобщения дошкольников к здоровому образу жизни:
- Изучение запроса родителей.
- Ориентация семьи на воспитание здорового ребенка.
- Основание родителями основ личностно-ориентированной педагогики и психологии общения с детьми, обеспечивающее эмоциональное благополучие и психическое здоровье детей.
- Формирование у родителей теоретических знаний, закрепление привычки и выработка потребности следовать здоровому образу жизни.
- Помощь в приобретении практических навыков элементарных приемов диагностики, методов сохранения здоровья детей и взрослых.
- Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований ДОУ и семьи в вопросах здоровья детей.
- Повышение педагогической культуры, педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка.
Образ жизни ребенка — дошкольника формируют его родители при условии их компетентности в области формирования здорового образа жизни ребенка. Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников осуществляется через те формы взаимодействия, которые актуальны и востребованы. Сотрудничество педагогов дошкольного учреждения и родителей должно осуществляться на позициях диалога, что способствует реализации принципов гуманизации образования.