Цель Года педагога и наставника, который объявил Президент в 2023 году, – повысить статус педагогов, в том числе тех, кто ведет наставническую деятельность (Указ от 27.06.2022 № 401). Минпросвещения ставит задачу – возродить институт наставничества, чтобы у каждого молодого педагога был свой наставник. Но не во всех детских садах есть молодые педагоги или их мало. Кроме того, чтобы соответствовать современным требованиям, методическая поддержка нужна педагогам с разным профессиональным уровнем.
Цель наставничества в ОО – раскрыть потенциал педагогов, чтобы они самореализовались как личности и профессионалы.
Задачи:
создать психологически комфортную среду, чтобы повышать квалификацию педагогов и мотивировать их остаться в профессии;
сформировать профессиональную образовательную траекторию педагогов и помочь ее реализовать;
создать канал обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого педагога;
повысить показатели детского сада по реализации ООП.
Термины по теме наставнической деятельности: наставничество,формат наставничества, программа наставничества, наставляемый, наставник, куратор, методология наставничества, активное слушание,метакомпетенции.
Форматы наставничества в детском саду
1.Традиционный формат наставничества –«педагоги-стажисты – молодые педагоги»
Наставник – педагог с опытом
Наставляемый – молодой педагог
В чем суть формата: наставник помогает молодому педагогу выстроить профессиональный маршрут, подсказывает, как решать рабочие задачи. Также наставник берет на себя ответственность за качество педагогического процесса в группе наставляемого, координирует его педагогическую деятельность. Он вовремя реагирует на изменения в педагогическом процессе, грамотно распределяет силы, чтобы трудности не испугали молодого педагога.
Профессиональная помощь опытного воспитателя дает возможность молодому педагогу избежать многих ошибок в работе с детьми, родителями, документами. Молодой педагог в короткие сроки развивает необходимые для педагогической деятельности навыки и умения.
Ожидаемый результат: наставник поможет сформировать индивидуальную систему педагогической деятельности конкретного педагога, которая будет отличать его от коллег и позволит стать конкурентоспособным в профессиональной среде. Работа в паре научит молодого педагога анализировать свои педагогические действия, сформирует у него эмоционально-ценностное отношение к профессии на личном примере наставника.
2.Современный формат наставничества – «педагоги с высоким уровнем ИКТ-компетентности – педагоги с трудностями в этой области»
Наставник – чаще всего молодой педагог, который владеет ИКТ-технологиями
Наставляемый – педагог старшего поколения, который испытывает трудности в освоении компьютерной грамотности
В чем суть формата: наставник помогает наставляемому освоить компьютер, учит его работать на интерактивной доске, с мультимедийной установкой, искать нужную информацию на профессиональных сайтах, создавать образовательные продукты с использованием ИКТ и электронных ресурсов. В результате молодой педагог получает возможность реализовать себя, повысить свою самооценку. Опытный педагог учится организовывать образовательный процесс с помощью ИКТ и наполнять его новым содержанием.
Преимущество формата – взаимообмен знаниями и опытом между наставниками и наставляемыми. Опытные педагоги несильны в ИКТ, но владеют методикой и знают возрастные особенности детей дошкольного возраста. Молодые педагоги внедряют современные цифровые технологии, но забывают о принципе дошкольной педагогики «Не навреди!». Опытные педагоги помогают молодым коллегам выработать стратегию, чтобы вместе грамотно использовать ИКТ в образовательном процессе детского сада.
Ожидаемый результат: педколлектив освоит ИКТ-технологии и начнет применять их в образовательном процессе не от случая к случаю, а постоянно. Все педагоги будут в равной степени и на высоком уровне использовать их в работе с воспитанниками и родителями.
3.Расширенный формат наставничества –«заинтересованные педагоги – ответственные родители»
Наставник – педагог
Наставляемые – родители
В чем суть формата: наставническая деятельность выходит за пределы педколлектива. Педагог в качестве наставника взаимодействует не другим педагогом, а с родителями. Он продолжает оказывать педагогическую поддержку всем родителям воспитанников своей группы, но с одной или двумя семьями выстраивает индивидуальную работу: подробно разбирает проблемы в общении с ребенком, дает рекомендации.
В ходе наставничества педагог формирует с родителями доверительные отношения. Он не указывает им на ошибки в воспитании ребенка, а подсказывает, как надо. Родителям такой формат общения позволяет открыто говорить с педагогом о своих трудностях, так как они начинают видеть в нем союзника.
Ожидаемый результат: данный формат наставничества поможет создать в детском саду профессионально-родительское сообщество. Родители и педагоги выработают единые требования и подходы к воспитанию детей.
4.Организационно-управленческий формат наставничества – «заведующий – старший воспитатель»
Наставник – заведующий
Наставляемый – старший воспитатель
В чем суть формата: заведующий и старший воспитатель учатся согласовывать свои действия, формируют единые требования к педагогам. Они создают коллектив единомышленников, в котором чтут, сохраняют традиции и осваивают инновации.
Старший воспитатель – руководитель второго звена, поэтому часть его обязанностей носит управленческий характер. Совместно с заведующим он подбирает и расставляет педагогические кадры, комплектует группы. Также старший воспитатель отвечает за повышение профессиональной компетенции педагогов, от которого напрямую зависит качество образовательной деятельности в детском саду. Сориентироваться в большом объеме новой деятельности начинающему старшему воспитателю помогает заведующий, у которого есть опыт организационно-управленческой и методической работы.
Ожидаемый результат: заведующий и старший воспитатель создадут положительный психологический климат в коллективе. Степень удовлетворенности педагогов собственной деятельностью станет выше, они будут больше вкладываться в работу, что повысит качество образовательной деятельности в детском саду.
К сведению. В 2020 году Минпросвещения утвердило Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров и запустило процесс «перезагрузки» методических служб на городском уровне и уровне образовательных организаций. Формат наставнической деятельности, когда заведующий выступает наставником, позволит обеспечить сопровождение старшего воспитателя на данном переходном этапе и в дальнейшем создать эффективную методическую службу в ДОО.
5.Инновационный формат наставничества – «научный руководитель – старший воспитатель»
Наставник – научный руководитель
Наставляемый – старший воспитатель
В чем суть формата: научный руководитель помогает старшему воспитателю поднять уровень методической работы в детском саду до научно-методической. Он учит старшего воспитателя формулировать выполнимые цели, прогнозировать положительный конечный результат инновационной деятельности, доносить свои идеи до коллег, чтобы они поняли, приняли их и захотели осуществить. Также научный руководитель помогает сформировать в коллективе группу единомышленников, которые будут транслировать остальным педагогам настрой на успех.
Ожидаемый результат: наставник поможет старшему воспитателю подготовить и включить в инновационную, опытно-экспериментальную деятельность весь педколлектив и добиться высоких результатов. Например, освоить и внедрить современные педтехнологии или разработать свои, а затем транслировать их профессиональному сообществу.
6.Перспективный формат наставничества – «педагоги детского сада – старшие школьники»
Наставник – педагоги
Наставляемые – старшие школьники
В чем суть формата: детский сад и средняя школа в рамках договора о сотрудничестве организуют работу по профориентации школьников – знакомят их с профессией «воспитатель дошкольного образования». Старшие школьники проходят обучение на базе детского сада. С каждым из них работает наставник, который «погружает» в профессию воспитателя, формирует у них элементарные теоретические и практические навыки.
Школьники участвуют в жизни детского сада, знакомятся с режимом дня, взаимодействуют с дошкольниками. Под руководством воспитателей они организуют с детьми разные виды деятельности. В конце обучения наставники анализируют результаты своих наставляемых, разбирают с ними их трудности, дают рекомендации по дальнейшему обучению.
Ожидаемый результат: педагоги мотивируют учеников получить профессию воспитателя, чтобы в дальнейшем они пополнили штат детского сада. Школа выполнит задачи по профориентации школьников и обеспечит им возможность погрузиться в профессию на этапе выбора. Школьники получат представление о профессии воспитателя, смогут примерить ее на себя.
К сведению. В июле 2022 года на совещании Президента с членами Правительства министр Сергей Кравцов подчеркнул, что Минпросвещения уделяет особое внимание ранней профориентации и подготовке будущих педагогических кадров. Есть задача – привлечь в педагогические вузы еще больше молодых и мотивированных выпускников, которые осознанно сделают выбор в пользу профессии педагога.