Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ
Цель: формирование психологической готовности к школе - развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребенка, расширение зоны ближайшего развития и последовательный перевод ее в непосредственный актив - в зону актуального развития.
Задачи:
- Развитие основных психических функций детей – памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия
- Развитие умения образно и логически мыслить
- Развитие воображения ребенка
- Развитие произвольности дошкольника
- Создание содержательной основы для развития любознательности ребенка, как основы познавательной активности
- Развитие сенсорно-моторной координации и мелкой моторики руки детей
- Формирование адекватной самооценки дошкольника
- Снятие тревожности, робости, агрессивно-защитных реакций
- Формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками.
- Снятие психологического стресса перед школой
- Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Условия реализации программы:
- Благоприятный психологический климат в группе.
- Создание ситуации успеха для каждого ребенка с учетом индивидуальных способностей, возможность продвижения каждого ребенка своим темпом
- Позиция сотрудничества педагога с ребенком, как с равным партнером
- Предметно – развивающая среда с учетом возрастных особенностей ребенка
- Материально – техническое оснащение педагогического процесса.
Принципы коррекционно-развивающей работы:
- Безусловная ценность внутреннего мира ребенка, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития, следование за естественным развитием ребенка; на каждом возрастном и социокультурном этапе онтогенеза.
- Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, создание условия (ситуаций выбора), побуждающих ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогая ему принимать на себя ответственность за свои поступки.
- Создание в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условий для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.
- Мультидисциплинарность сопровождения - согласованная работа специалистов, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.
Основные направления деятельности педагога-психолога
Педагог-психолог оказывает психологическую помощь участникам воспитательного процесса в ДОУ, занимается анализом актуального уровня развития детей, коррекционно-развивающей работой, сопровождением образовательного и педагогического процесса в ДОУ.
1. Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
В рамках психодиагностического направления осуществляется:
Анкетирование с целью определения степени готовности ребёнка к поступлению в ДОУ;
Наблюдение с целью определения эмоционального фона группы (в период адаптации);
Обследование детей младшего дошкольного возраста для определения уровня нервно-психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка;
Диагностика воспитанников подготовительной и речевой групп с целью определения уровня психологической готовности к обучению в школе для организации и координации коррекционно-развивающей работы с детьми;
Диагностика психического развития детей речевой группы (старший возраст) для организации коррекционно-развивающей работы;
Диагностика детей «группы риска» (агрессивные, нерешительные, конфликтные, вспыльчивые дети) с целью учёта и организации дальнейшей помощи по оказанию работы с детьми;
Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ;
Диагностика удовлетворённости родителями качеством услуг, предоставляемыми ДОУ.
В данном направлении по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ проводится углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
2. Психопрофилактика является средством предотвращения возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
В данном направлении проводится работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
-анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания;
-групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
-информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;
- отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей;
- содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
Профилактическая деятельность с детьми заключается в коррекции утомления воспитанников; индивидуализации обучающей среды. Эта деятельность осуществлялась через следующие формы деятельности: индивидуальные и групповые консультации педагогов, создание ситуации успеха в образовательной деятельности, использование технологий личностно-ориентированного обучения.
Работа с детьми "группы риска" реализует все направления деятельности службы. Психодиагностика заключается в изучение эмоционально – волевой и мотивационной сферы ("Кактус", М.А. Панфилова, "Страхи в домиках" А.И. Захаров, "Лесенка" В.Г.Щур), личностно – типологических особенностей (тест рисуночный "Рисунок человека", "Рисунок семьи"), выявление детей, несущих груз семейных проблем.
Психологическая коррекция детей "группы риска" традиционно включает: групповую коррекционную работу: тренинг "развитие навыков общения, формирования уверенности в себе", "снижение агрессивности, вспыльчивости", "снижение гиперакивности".
3. Коррекционная и развивающая работа.
Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность психолога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Коррекционная работа строится не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения. Так же, в дошкольном возрасте формой коррекции является особым образом организованная учебная деятельность, например с помощью метода поэтапного формирования умственных действий.
Коррекция развития носит опережающий, предвосхищающий характер. Она стремится не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы мы не ограничиваемся сиюминутными потребностями в развитии, а учитываем и ориентируемся на перспективу развития. Ценность коррекционной работы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.
Коррекционная и развивающая работа ведётся с учетом приоритетных направлений и особенностей ДОУ: работа с детьми, имеющими нарушения речи, подготовка детей к обучению в школе.
Дети, имеющие речевые нарушения направляются в логопедическую группу с согласно разрешения родителей и решения психолого-медико-педагогической комиссии. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа сданными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
В данном направлении реализуется:
- Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка, планирование работы;
- Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми речевой группы (старший возраст) с целью развития познавательных процессов и речевых навыков;
- Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе);
- Индивидуальные занятия с детьми имеющими ниже среднего и низкий уровни развития психических процессов, психологической готовности к школе.
- Проведение занятий с детьми других возрастных групп (вторая младшая, средняя группы) с целью развития социального мира детей, умения понимать эмоции других людей, договариваться, развитие знаний о своём «Я».
4. Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, педагоги и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.
Консультирование осуществляется по следующей тематики:
- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;
- Групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей по актуальным темам;
- Участие и активная работа в ПМПК ДОУ (рекомендации узким специалистам с учётом уровня актуального развития ребёнка, выстраивание совместно со специалистами индивидуального маршрута сопровождения);
- Медико-педагогические совещания (консультирование педагогов по вопросам развития детей раннего возраста: "Игровая деятельность", "Сенсорное развитие детей раннего возраста", "Контроль за нервно-психическим развитием", "Факторы риска в развитии ребёнка");
- Проведение различных форм работы (семинаров-практикумов, круглых столов, деловых игр) с педагогическим коллективом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
5. Психологическое просвещение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
-актуализация и систематизация имеющихся знаний;
-повышение уровня психологических знаний;
-включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение не ограничивается общими сведениями по детской психологии, а опирается на результаты изучения конкретных особенностей ДОУ, учитывает квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Проводится систематизированное психологическое просвещение педагогов;
Осуществляется систематизированное психологическое просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов, заседаний согласно тематике и возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей. В ДОУ созданы информационные уголки «Советы психолога».
Реализация вышеописанных направлений осуществляется в работе с детьми родителями и педагогами нашего ДОУ.
Таким образом, созданная система психологического сопровождения помогает оказывать своевременную квалифицированную консультативно-методическую, психодиагностическую, психокоррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.